§19, по переводу Московской Духовной Академии - Смерть великое таинство. Она рождение человека из земной временной жизни в вечность

§19, по переводу Московской Духовной Академии.

110. «Когда сошел Господь Иисус Христос во ад, устрашились князи адские и

возопили: Возмитесь врата плачевныя, взошел Царь славы, Христос. Когда Господь

сокрушил ад и, освободив из его плена души праведников, возносился на небо, то

Небесные Силы, удивляясь новому чуду, вопияли: возьмите врата. Одни из них

вопияли: Кто Царь славы? Другие отвечали: Господь сил, сходящий плотию,

Бог-Слово, сидящий на престоле славы, Сын Отца, предвечно сущий со Отцом,

сошедши на землю, восприял человечество и вознес его с Собою на небо — Царь

славы». Толкование, заимствованное из святых Отцов и помещенное по третьей

кафизме в Псалтири издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями на брезе.

111. Святой Иоанн Лествичник повествует, что некто Стефан, живший на Синае,

любивший пустыню и безмолвие, пробывший много лет в монашеском подвиге,

украшенный постом и еще более слезами, процветавший и другими превосходными

качествами, достигший действительного покаяния, за день до кончины своей пришел

в исступление, начал озираться на правую и левую сторону одра своего и,

истязуемый невидимыми существами, говорил во всеуслышание всех предстоявших:

«Так, точно так; но за это я постился столько-то лет». Потом: «Нет, вы лжете, я

этого не сделал». Опять: «Да, точно так, да; но я плакал, я предал себя в

служение братиям». И опять: «Нет, вы клевещете на меня». На иные обвинения он

отвечал: «Да, точно так, и не знаю, что сказать на это: у Бога есть милость».

Этим невидимым и тяжким истязанием представлялось зрелище грозное и страшное;

всего страшнее было то, что его обвиняли в таких проступках, которых он вовсе не

делал. Увы! безмолвник и отшельник говорил о некоторых своих согрешениях: «Не

знаю, что сказать на это»; между тем он провел в монашестве сорок лет и имел

слезы… Куда скрылось тогда изречение Иезекииля: в чем обрету тебя, в том и буду

судить, сказал Бог (Иез. 33:12,20). Поистине он не нашелся сказать ничего

такого: почему слава Единому Всеведущему! А некоторые поведали, свидетельствуясь

в справедливости слов своих Господом, что Стефан в пустыне кормил из рук своих

леопарда. Но он разлучался от тела с таким истязанием… и оставил в

неизвестности, каким определением кончились этот суд, это истязание (Лествицы

степень 7). — Не предаждь мене в души стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле

неправеднии, и солга неправда себе (Пс. 26:12), так говорит Святой Дух от лица

души человеческой, описывая невидимую борьбу ее с невидимыми врагами.

112. «Частный суд Божий над душами, по разлучении их с телами, предваряется, по

учению Православной Церкви, истязанием на так называемых мытарствах, чрез

которые они, восходя от земли в сопровождении Ангелов, проходят воздушное

пространство, и на которых злые духи задерживают их и обличают все грехи,

содеянные ими в жизни». Догматическое богословие Православной Кафолической

Восточной Церкви преосвященного Антония, гл. 341, с.244 и 245, изд. седьмое,

1857 г.

113. Четьи-Минеи, 15 августа.

114. Vita beati Antonii, caput XXXVII. Преподобный Антоний Великий жил в III

веке и в начале IV. Судя по долговременной его жизни и вступлению в монастырь в

двадцатилетнем возрасте, с достоверностию можно заключить, что он оставил мир во

второй половине III века. Описанным здесь восхищением души Преподобного на

воздушные мытарства в то время, как он стал на молитву, подтверждается мнение

св. Макария Великого, что души преуспевших в благочестивом подвиге иногда

выходят из тела во время молитвы по особенному действию Святого Духа.

115. Маргарит. Слово о терпении и благодарении, и о том, чтоб мы не плакали

неутешно о умерших. Слово это положено читать в седьмую субботу по Пасхе и при

каждом погребении усопшего. Западные критики признают Слово не принадлежащим

Златоусту; но оно издревле освящено в Восточной Церкви чтением при богослужении.

116. Беседа 16, гл. 18.

117. Святые великомученики Евстратий (память его празднуется 13 декабря) и

Георгий (память его 23 апреля) пострадали при императоре Диоклитиане между 301 и

310 по Р.Х. Четьи-Минеи. Молитва святого Евстратия внесена в чин дванадесяти

псалмов. См. Канонник Киево-Печерский.

118. Святой Нифонт жил во второй половине III и в начале первой половины IV

века. Четьи-Минеи, 23 декабря.

119. Преподобный Симеон жил в VI веке. Четьи-Минеи, 21 июля.

120. Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Милостивый скончался во второй половине

VII века, по взятии Александрии магометанами.

121. Пролог, 13 марта.

122. Слово 5, глава 22.

123. Преподобного Исаии Слово 1.

124. Преподобный Исаия жил в VI веке.

125. Вопрос 145. Великий Варсонофий жил в V и VI веках по Р.Х.

126. Послание 1.

127. Преподобного Иоанна Карпафийского утешительная глава 25.

128. Слово святого Исихия, пресвитера Иерусалимского, о трезвении, главы 149,

161 и 4. Добротолюбие. Ч.2.

129. 1 Флп. 1:9. — Главы 60 и 75 по переводу старца Паисия. Аскетическое

сочинение преподобного Феогноста помещено в «Христианском чтении» за 1826 год,

ч.23.

130. Там же. См. вышеприведенную сноску.

131. Пролог, 27 октября.

132. Сочинения Георгия, затворника Задонского Богородицкого монастыря. Часть 1,

с.65, по изданию 1850 года.

133. Требник малый. Москва. 1838.

134. Песнь 4, тропарь 4.

135. Песнь 8, тропарь 2.

136. Песнь 8, тропарь 3.

137. По 4 кафизме.

138. По 17 кафизме.

139. Акафисты и каноны. Издание Киево-Печерской Лавры.

140. 4 тропарь 8 песни канона в акафисте Божией Матери.

141. Пяток, глас 4, песнь канона 8.

142. Четверток, глас 4, песнь 6.

143. Вторник, глас 4, песнь 8.

144. Пяток, глас 3, песнь 6.

145. Суббота, глас 2, песнь9.

146. Требник. Москва, 1852. Песнь 1, тропарь 2 и 3.

147. Там же.

148. Песнь 7, тропарь 2.

149. Канонник, песнь 6.

150. Песнь 9.

151. Там же.

152. Акафисты и каноны. Издание Киево-Печерской Лавры.

153. Патерик Печерский.

154. Православно-догматическое богословие преосвященного Макария. Том 5, стр.85,

изд. 1853 года. «Непрерывное, всегдашнее и повсеместное употребление в Церкви

учения о мытарствах, особливо же между учителями четвертого века, непререкаемо

свидетельствует, что оно передано им от учителей предшествовавших веков и

основывается на Предании апостольском». Там же, стр.86.

155. Святой Иоанн Лествичник повествует, что во время пребывания его в одном

общежительном монастыре близ Александрии пришел в этот монастырь для покаяния и

пострижения в монашество разбойник. Великий Отец, игумен монастыря, повелел

учинить ему исповедание грехов своих при собрании всего братства в церкви. Когда

разбойник исполнил это с горячею ревностию и самоотвержением, то Великий облек

его немедленно в схиму. Святой Иоанн спросил наедине святого игумена: «Почему он

постриг разбойника так скоро?» Игумен привел в причину то, что разбойник

сподобился исповедию полного отпущения грехов. «И не неверуй этому, —

присовокупил Великий, — потому что некоторый из присутствовавших тут братий

уверял меня, говоря: «Я видел некоего страшного, державшего исписанную хартию и

трость; и когда исповедавшийся произносил свой грех, тот страшный изглаждал этот

грех на хартии тростию», и по справедливости, ибо говорит Писание: рех: исповем…

беззаконие мое Господеви, и ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31:5)».

Лествица. Слово 4.

Нелишним будет упомянуть здесь о событии нам почти современном. В окрестностях

Вологды находится большое село Кубенское, имеющее несколько приходов. Один из

приходских священников сделался болен и, приближаясь уже к кончине, увидел одр

свой окруженным демонами, которые готовились похитить его душу и низвести во ад.

Тогда явились три Ангела. Один из них стал у одра и начал препираться о душе с

отвратительнейшим демоном, державшим отверзстую книгу, в которой были записаны

все грехи священника. Между тем пришел другой священник, чтоб напутствовать

собрата. Началась исповедь; больной, устремляя испуганные взоры в книгу,

произносил с самоотвержением грехи свои, как бы извергая их из себя, — и что ж

видит он? Видит ясно, что едва произносил какой грех, как этот грех исчезал в

книге, в которой оставался пробел вместо записи. Таким образом, исповеданием он

изгладил из бесовской книги все грехи свои и, получив исцеление, остаток дней

провел в глубоком покаянии, поведая ближним, для назидания их, видение,

запечатленное чудесным исцелением.

156. Четьи-Минеи, 5 апреля. «Воззрев, — говорит преподобный Серапион,

присутствовавший при кончине преподобного Марка, — видех душу Святого, от соузов

плотских уже разрешившуюся и руками ангельскими белосветлою одеждою покрываемую

и на небеса возносимую».

157. Патерик Скитский. Шествие Великого Макария от земли к небу видели некоторые

ученики его, бывшие в особенном преуспеянии, а поведал об этом шествии

преподобный Пафнутий, соделавшийся после Великого настоятелем Скита.

158. Преподобного Марка Подвижника «Слово о рае и законе духовном».

159. Святой Макарий Великий. Слово 2, гл. 4.

160. Святого Макария Великого Беседа 37, гл. 5 и преподобного Марка Подвижника

Слово 6.

161. В «Слове» Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч.2. Также в 1 Слове

Устава преподобного Нила Сорского и в 7 Слове, гл. 2. Макария Великого.

162. Преподобного Исихия Иерусалимского «Слово о трезвении». гл. 23.

163. «Когда диавол видит кого не желающего согрешить, то он не так несмыслен,

чтоб предлагать ему явное зло. Он не говорит ему: иди, соблуди, или поди,

украдь. Он знает, что мы не хотим этого, и не трудится говорить нам то, чего не

хотим, но старается отыскать в нас какое-либо пожелание, какое-либо оправдание,

и ими наносит нам вред. Потому и говорит Писание: лукавый злодействует, егда

сочетавается с праведным (Притч. 11:15). Лукавый — диавол. Тогда он

злодействует, когда сочетает правде нашей свою правду; — тогда укрепляется,

тогда более вредит, тогда действует. Когда водимся своими пожеланием и последуем

правде нашей, тогда, как бы делая добро, сами себе наветуем и даже не примечаем,

как погибаем». Поучение аввы Дорофея «О еже не составляти свой разум».

164. Слово 4, 23.

165. По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского.

166. Это очевидно из житий прп. Антония Великого, прп. Иоанна Многострадального

Печерского и других.

167. Преподобного Исихия, гл. 23. Добротолюбие. Ч.2.

168. Беседа 21, гл. 5.

169. Пролог, 12 августа.

170. Исаак Сирский. Слово 53, по переводу старца Паисия.

171. По толкованию Макария Великого. Слово 2, гл. 3.

172. В Алфавитном патерике читается следующее изречение преподобного Иоанна

Колова: «Врата Божии — смирение. Отцы наши взошли, радуясь, в храм Божий путем

многих уничижений».

173. Святогорца письмо 16.

174. Преподобный Нил Сорский. Слово 1.

175. Преподобного Макария Великого Беседа 49, гл. 2.

176. Patrologiae tomus LXXIII, vita beati Antonii, cap. XV.

177. Слово 12.

178. Слово 86.

179. Слово 41.

180. Извлечено из 6 степени святой Лествицы.

181. Ответы на вопросы 229 и 623.

182. Ответы на вопросы 799 и 645.

183. Ответы на вопросы 799 и 644.

184. Преподобного Филофея, гл. 2. Добротолюбие. Ч.2.

185. Преподобный Нил Сорский. Слово 7.

186. Лествицы степень 28.

187. Прп. Филофея, гл. 6.

188. Его же, гл. 13.

189. Его же, гл. 21.

190. Того же, гл. 38.

191. Слово о трезвении, гл. 17, 18, 155.

192. Деятельных и богословских глав 66 и 67, см. Добротолюбие. Ч.1.

193. Заимствовано наиболее из 7 Слова преподобного Нила Сорского. Внезапная

смерть постигает одних нерадящих о своем спасении: это возвещено Самим Господом

(Лк. 12:46). «Бог, — сказал преподобный Варсонофий Великий брату, боявшемуся

неожиданной и преждевременной смерти, — не возьмет души его (подвижника,

борящегося со страстями) дотоле, доколе не приведет его в меру высокую, в мужа

совершенна». Ответ 265.

Notes
3614998841545346.html
3615086103765707.html
3615166897599419.html
3615362043494315.html
3615513167920367.html