Элементы налога субъект налогообложения (налогоплательщик) - страница 3

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в субъектах РФ, а также (в оговоренных случаях) и таможенные органы. Эти органы наделяются очень широкими полномочиями в сфере налогообложения, поскольку их первостепенная задача — формирование доходной части государственного бюджета.

^ Основными задачами, возложенными на ФНС, являются:

^ Система органов ФНС выступает в качестве единой, независимой и централизованной системы контроля; основной источник финансирования — средства федерального бюджета. По иерархии управления она делится на три уровня:

  1. федеральный уровень — ФНС;

  2. региональный уровень — управления ФНС по субъектам Российской Федерации и межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;

  3. местный уровень — инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции ФНС межрайонного уровня.

  4. Положения о территориальных органах ФНС утверждены Приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н.

^ Персонал налоговых органов состоит из должностных лиц (начальники органов и инспекторы), оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.) и вспомогательного состава (секретари, водители и др.). Основное должностное лицо — налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.

^ Функции налоговых органов — федерального, региональных и местных — несколько отличаются друг от друга. Так, перечень функциональных обязанностей территориальных органов ФНС, в частности, охватывает:

Центральный аппарат ФНС и его управления по субъектам Федерации выполняют, наряду с общими для всех звеньев, другие функции:

Права налоговых органов выражаются в различных группах полномочий. Законодательством к этим группам полномочий отнесены:

Налоговые органы имеют достаточно широкие права, в частности:

Подробная регламентация полномочий налоговых органов предоставляет в их распоряжение надежный правовой механизм осуществления налогового контроля. Поэтому в дополнение к указанным выше правам налоговые органы также вправе:

Столь широкие полномочия и права, предоставленные налоговым органам, легко объяснимы. Действительно, налогоплательщик любыми способами, в том числе и не вполне законными, пытается сэкономить на налогах, а государство с помощью своих исполнительных органов стремится не допустить сокращения поступления налогов в казну.

В настоящее время налоговые органы получили право исключать из Реестра юридических лиц фактически не действующие организации. Так, в административном порядке, т.е. без судебного решения, исключается организация, которая в течение 12 месяцев: а) не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах; б) не осуществляла операции ни по одному из своих банковских счетов.

^ Обязанности налоговых органов определены ст. 32 Кодекса. Налоговые органы обязаны блюсти налоговое законодательство и осуществлять контроль за его соблюдением; вести учет налогоплательщиков и проводить с ними разъяснительную работу; бесплатно предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней и штрафов; соблюдать налоговую тайну.

Кроме того, налоговые органы должны предоставлять в срок не позднее десяти дней со дня поступления запроса следующую информацию: о наличии задолженности юридического или физического лица по начисленным налогам и сборам за прошедший календарный год, об обжаловании наличия такой задолженности и о результатах рассмотрения жалоб. Правом такого запроса в соответствии с законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ обладают государственные или муниципальные заказчики, а также органы исполнительной власти.

Следует отметить, что приказом ФНС от 2 сентября 2005 г. № САЭ-З-25/422 утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. В нем приведены все виды услуг и сроки, в которые должны укладываться налоговые органы при решении тех или иных проблем налогоплательщика.

Должностные лица налоговых органов обязаны: 1) действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами; 2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; 3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство (ст. 33 Кодекса).

^ Ответственность налоговых органов. В соответствии с законодательством должностные лица налоговых органов могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Установлена ответственность налоговых органов и должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета (ст. 35 Кодекса).

Вред, причиненный лицу незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, возмещается на общих основаниях. Суммы убытков взыскиваются в пользу потерпевшего в полном объеме, т. е. возмещается не только имущественный ущерб, но и упущенная выгода. Субъектом имущественной ответственности за причинение убытков незаконными действиями выступает только налоговая инспекция.

^ Таможенные органы — единая система правоохранительных органов, непосредственно осуществляющих таможенное дело в Российской Федерации. Они также наделены специальными полномочиями в области установления и взимания таможенных платежей.

^ Специальные полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц определены ст. 34 Налогового кодекса:

^ Функциональные обязанности таможенных органов связаны с взиманием таможенных платежей, а также борьбой с нарушениями налогового законодательства. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса их полномочия распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены:

  1. ввозная таможенная пошлина;

  2. вывозная таможенная пошлина;

  3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

  4. акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

  5. таможенные сборы.

Ответственным лицом за уплату таможенных пошлин, налогов является декларант. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно.

^ Порядок взимания таможенных платежей (налоговое производство) определен гл. 27–33 Таможенного кодекса РФ, принятого Государственной Думой 25 апреля 2003 г.

Ответственность таможенных органов и их должностных лиц аналогична ответственности налоговых органов и регулируется ст. 35 Налогового кодекса.

Таможенные органы в соответствующих случаях несут ответственность за убытки или причиненный вред; осуществляют возврат излишне уплаченных налогов и таможенных пошлин. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами.

В настоящее время в структуре МВД РФ функционирует подразделение, на которое возложены функции бывшей налоговой полиции. Порядок и условия участия указанной службы в действиях по осуществлению налогового контроля и в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения определены гл. 6 Кодекса.

Задачами Главного управления по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями являются: 1) предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах; 2) обеспечение безопасности сотрудников налоговых инспекций; 3) выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах.

Служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями строится на основах централизации, единоначалия и территориального деления РФ.

^ Особенностями деятельности рассматриваемой службы являются сочетание в работе гласных и негласных форм, конфиденциальность, взаимодействие с другими органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств.

Органы, на которые возлагается обязанность по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, полномочны (ст. 36 Кодекса): по запросу налоговых органов участвовать вместе с ними в проводимых выездных налоговых проверках.

В Кодексе закреплен принцип разграничения компетенции. Так, органы, осуществляющие борьбу с преступлениями в налоговой сфере, при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (ст. 36 Кодекса).

Ответственность органов по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями и их должностных лиц регулируется ст. 37 Кодекса и, по существу, ничем не отличается от ответственности налоговых органов и их должностных лиц.

К другим участникам налоговых отношений относятся финансовые органы во главе с Министерством финансов РФ, а также органы государственных внебюджетных фондов.

^ Министерство финансов Российской Федерации — основными задачами являются разработка и реализация стратегии финансовой политики государства, составление проекта и исполнение бюджета, в частности, его доходной части. В его ведении находится ФНС.

^ Департамент налоговой политики, входящий в состав Минфина России, выполняет следующие функции в налоговой сфере:

Казначейство. В составе Минфина действует единая централизованная система органов федерального казначейства (Казначейство). Она включает в себя: Главное управление федерального казначейства Минфина РФ; территориальные управления по субъектам Федерации; территориальные органы по городам и районам. На счетах органов Казначейства должны аккумулироваться все налоговые поступления в федеральный, региональные и местные бюджеты.

Главная задача федерального казначейства в налоговой сфере — перераспределение сумм поступивших налогов «по уровням» бюджетов. Казначейство также осуществляет на основании представлений налоговых инспекций возврат из республиканского бюджета излишне взысканных и уплаченных налогов, сборов и иных платежей.

В настоящее время Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения (ст. 34.2 Кодекса). Кроме того, в соответствии со ст. 32 Кодекса (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по применению налогового законодательства.

^ Государственные социальные внебюджетные фонды. Эти фонды созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ (ст. 37, 39, 41). Фонды действуют как самостоятельные юридические лица. Средства фондов имеют строго целевое назначение:

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.



3618624306031973.html
3618775298246474.html
3618855357789606.html
3618973944440470.html
3619117011823333.html