Мухаммад Насири История раннего периода Ислама - страница 24

^ Правление Умара (13- 23 л.х.)
Он стал правителем мусульман по завещанию Абу Бакра.279 Таким образом, он примерно более 10 лет правил мусульманами. Одним из его действий было военное вторжение в пределы Византии и Ирана. Он первый халиф, которого стали называть повелителем правоверных. Этот период и период после него (правление Усмана) называют периодом золотого века курайшитов. Умар не имел любви к золоту и материальным ценностям, и тех, кто не были таковыми как он, Умар наказывал. После того как была освобождена Палестина и присоединена к мусульманскому государству, его простой внешний вид привлёк уважение христиан. Он одевался просто и ел простую еду, но был очень строгим и переходил рамки, выполняя какое-либо дело. Так сам Умар признаётся, что люди часто испытывали к нему страх.280 Он установил центр по сбору налогов и принцип «байт аль Мала», который затем стал причиной того, что возникнут споры и дискуссии между арабами и не арабами, племенами ашраф (знатными) и простыми. Умар основал военный лагерь. Он освободил Шам и Египет от Византийского влияния, при Умаре был взят и покорён Иран. Как считают многие исследователи истории, невнимание к жалобам Абу Лулу (Фируз) относительно того, что в обществе всё больше растёт граница между богатыми и бедными, и национализм арабов по отношению к не арабам, в частности покровителя Абу Лулу Мугайры ибн Шуабе (наместника Куфы) по отношению к Абу Лулу, стала причиной того, что Абу Лулу принимает решение убить халифа, равнодушного к судьбам своего народа. Однако если более внимательно обратить внимание на исторические события, развернувшиеся после смерти Умара, можно видеть, что за Абу Лулу стоят омейяды, а Абу Лулу был только средством выполнения данного террора халифа.281
^ Причины успехов в войнах
Рассмотрения войн, которые вели первый и второй халифы имеет интерес с двух точек зрения:

1. Важность и необходимость этих войн.

2. Внутренние и внешние причины мусульманских походов побед на войне.

Что касается важности необходимости этих войн, необходимо сказать, что походы посланника Аллаха, его сражения в корне отличались от походов первых двух халифов, ибо посланник Аллаха завоевывал, прежде всего, сердца людей, он покорял людей, своей нравственностью, в то время как часто в походах Абу Бакра и Умара мы этого не видим. Начало распространения Ислама во времена пророка Ислама было и исходило из самой чистоты религии и её необъятного духовного пространства, в то время как этого не было в войнах и походах первых двух халифов. Священный Коран ясно указывает, что цель пророков - это установление в мире справедливости и духовное совершенствование людей. Но неустановление династийного императорского правления, захвата богатств, расширение своих владений и земель. Люди ещё не познавали истинность исламского учения, как уже оказывались в эпицентре военных действий, в окружении несметных богатств и власти. Традиция и путь святого пророка Ислама показывает нам, что он не давал разрешение мусульманам в период 13-летнего пребывания в Мекке даже вести свою защиту от нападок врагов, и только после того, как мусульманам было совсем плохо, он даёт добро на то, чтобы они покинули Мекку, т.е. совершили хиджрат. Только уже во втором году по лунной хиджре посланник Аллаха по указанию Аллаха даёт приказ на джихад (джихад дафаи) т.е. военные действия исключительно в защитнических интересах. Находясь в Мекке, весь этот отрезок времени мусульмане упорно учились, обучались грамоте, учились исламских законам, чтения Корана и т.д. Мусульмане обучались до тех пор, пока не познали суть и сущность своей религии, а затем, прибыв в Медину, они приступили к пропаганде истинного Ислама. Тогда посланник Аллаха отправлял мусульман в окрестности Медины, где они также с успехом вели призыв к Исламу. Когда же мусульмане шли на джихад, они прекрасно знали, зачем, почему и во имя чего он ведут это сражение. Имам Али (мир ему!) о таких людях говорит: «Мусульманские войны подняли вместе со своими мечами свои знания и широкое видение, ясные помыслы и идеи».282 Да, в действительности их мечи смогли донести до людей истину не с помощью насилия, а с помощью справедливости, ведя борьбу с гнетом и несправедливостью.

В период расширения владений мусульманского государства (правления Абу Бакра и Умара) земли расширялись, но мусульман и богобоязненных людей там не воспитывали и не обучал религии. Другой большой проблемой новообращённых мусульман было то, что они, принимая Ислам, на самом деле вставали войной против Ислама и Корана. Особенно это проявилось в период правления династии Омейядов и Аббасидов, которые приложили все возможные силы, чтобы использовать Коран и Ислам в своих личных интересах во вред Исламу и Корану. Расширение исламских земель превратилось, в конечном итоге в то, что исламское государств было не отличить от империй Византии и Ирана. Также войны Сафейн и Нахраван имели причины, заложенные в правлениях до этого первым и вторым халифами.283
^ Основная причина завоеваний
На основании достоверных исторических данных победа над Византией и Ираном не были достигнуты в одночасье. Так в частности при покорении Ирана было несколько крупных сражений, среди них Кадисийя, победа в Мадаине. В этих сражениях погибло много как мусульман, так и иранцев и их наемников, выступающих на стороне Ирана. Но на многих территориях с наименьшей потерей мусульманами были освобождены земли. На этих территориях были установлены налоги как харадж, и джизья.284 Что же касается победы мусульман и поражения династии Сасанидов, есть несколько точек зрения. Некоторые исследователи считали, что народ был уже не в состоянии защищать свои права, которые постоянно нарушались властями Сасанидов, и люди не хотели жить под покровительством иранских шахов. В обществе царило сильное размежевание между богатыми и бедными, между персами и другими народами. Другие историки и исследователи считают, что одной из основных причин поражения Ирана от арабов было то, что персидская религия зороастризма была уже не актуальна и не выражала чаяния и интересы народа, что и послужило тому, что люди быстро и без серьезных на то причин обращались в новую религию. Другие исследователи считали, что основной причиной краха династии Сасанидов было то, что люди уже не имели веры в легитимность и дееспособность этой династии по управлению страной. Другие же считали, что пропаганда христианства, возможно, также оказала какую-то позитивную роль в разложении иранской империи и поражения её в сражениях с мусульманами арабами. Но нам кажется, помимо этих причин, основной причиной поражения была мощь и сила мусульманских войск, которые с каждым днём всё крепли и росли. Что же касается сражения Кадисийя, то в исторических источниках приводится, что Рустем, сын Фарахзада, возглавлял армию иранцев, стремился через ведения переговоров не допустить разобщенности армий мусульман. Мусульманские представители, посланные делегацией к шаху Ирана, имели большую смелость и храбрость и без всякого страха стали призывать того обратиться в Ислам для своего спасения и спасения своего народа. Шах приказал выгнать смельчаков и стал готовиться к войне.285 В свою очередь Рустем стремился призывать мусульман к спокойствию и стремился указать мусульманам, что иранцы уважают их религию, таким образом, он стремился усыпить бдительность мусульман. Пытаясь подкупить мусульманских представителей, он намекал на богатства и безмятежную жизнь. Зухре, будучи представителем мусульманской стороны, на переговорах с Рустемом, понял цели последнего. Зухре сказал, что мусульмане в сражениях с иранцами будут биться не за богатства и прелести этого временного мира, но стремятся распространить Ислам и учение Корана среди не мусульман и, имея их, мы без труда одолеем сильную и боеспособную армию персов. Рустем, услышав такие удивительные слов, а попросил того рассказать ему о Исламском учении. Зухре вкратце сказал: «Наша религия строится на принципах единобожия и признания пророческой миссии Мухаммада, мы стремимся наставить людей, чтобы они не поклонялись идолам, а поклонялись только единому Богу Аллаху». Рустем сказал: «Твои слова прекрасны!» Зухре продолжал: «Мы верим, что все люди произошли от Адама и Хавы, и все они между собой братья и сестры». Рустему понравились и эти слова Зухри, он сказал: «Если я и мой народ признают всё, что вы говорите, вернётесь ли вы, и не будете ли трогать наши земли?» Тот в ответ сказал: «Да конечно! Клянусь Аллахом, мы вернёмся и не будем вас трогать, разве только по торговым делам будем приезжать в ваши земли».286 После этого Рустем приложил все возможные усилия, чтобы его солдаты приняли Ислам, но они отказались делать это. Другим представителем на переговорах с Сасанидской стороной был Рабий ибн Амер. По просьбе Рустема он прибыл в персидский военный лагерь и увидел красоту и богатства иранских воинов. Сам Рустем был одет в шелка, сидел на богато убранном драгоценными камнями троне; его окружение также было одето в богатые, доселе не видевшие Рабийем глаза украшения и роскошные одежды. Было ясно, что теперь Рустем хотел покорить мусульманского представителя величием Сасанидского Ирана. Однако Рабий ибн Амер, не обращая на прелести дворца, и красоты и богатства Рустема выглядел достойно, насмехаясь над их богатствами. Когда Арем предстал перед присутствующими, они, увидев его простой и даже где-то бедный вид, кто втайне, кто даже открыто стали насмехаться над ним. Амер примерно предвидел такое отношение к нему, но, не обращая никакого внимания на их насмешки, на своём коне проехал по богатому и красивому ковру, постеленному пред троном Рустема. Затем Амер слез с лошади и, чтобы вконец понизить высокомерие Сасанидов, он направился прямо к выстроившимся в ряд солдатам Сасанидов, и они расступились пред ним. Он же направился чуть дальше трона и там привязал свою лошадь. Затем, не спеша, пошёл к трону Рустема, но неожиданно для всех он не сел на богато убранные ковры, а убрав их в сторону, сел на землю. Тогда у него спросили, почему он так поступает, тот в ответ сказал: «Мы, мусульмане, не любим сидеть на богатых коврах, а предпочитаем роскоши умеренность». Рустем попросил Амера объяснить причины, по которым мусульмане подошли к границам иранской империи. Тот в свою очередь сказал: «Есть две причины, побудившие нас направиться в вашу сторону. Первая причина - это единобожие, побуждающее нас устанавливать в обществе справедливость и бороться против несправедливости и зла.» В самых старых источниках так приводится высказывание Рабийя ибн Амера: «Мы пришли, чтобы освободить рабов от рабства людей и сделать их рабами только одного Аллаха. Также чтобы освободить людей от оков их религий и принесли им религию освобождения и справедливости. Того, кто примем наше послание, мы также примем его, но тот, кто откажется сделать это, с тем мы будем сражаться, пока не примем смерть мучеников или же победим».287 Рустем не имел возможности сразу дать ответа, он хотел обдумать, ибо он видел, что мусульмане стоят на том, что они (персы) будут воевать с мусульманами. В случае победы арабов персы будут платить джизья (т.е. попадают под подданство мусульман). Рустем попросил время, чтобы донести шаху о условиях мусульман. Амер же понимал, что Рустем затягивает время, и поэтому заявил, что более трёх дней мы вам не даём. Однако для того, чтобы тянуть время, Рустем обращается к мусульманскому руководителю Саад ибн Вакасу, чтобы он направил им другого представителя для ведения переговоров. Тогда Саад ибн Вакас отправляет к Рустему Хузайфу ибн Мухсина. Но и переговоры с Хузайфой завершились безрезультатно. Тогда Рустем просит отправить ещё одного представителя, чтобы с ним вести переговоры, тогда Саад отправляет Мугайру ибн Шуабе. Историки отмечают, что на этих переговорах ясно проглядывается симпатия иранцев к Исламу и мусульманам. Однако сами переговоры всё больше заходили в тупик, предложение иранцев не нападать на Иран и уйти в Хиджаз, оставались без внимания мусульманской стороной. Мугайра также повторил слова требование предыдущих послов мусульман о принятии персами Ислама или же войне, затем Мугайра сказал, что это уже последние слова мусульман. Таким образом, последняя попытка разрешить мирным путём кризис между мусульманами и персами остался без результатов, и обе стороны стали готовиться к военным действиям. Симпатия к мусульманам со стороны многих персов ослабевала, ослабевал их военный потенциал и дух армии; сам Рустем метался, не зная, что делать: или воевать или перейти на сторону мусульман? После 4 дневного сражения персидская армия была повержена и поставлена на колени перед Исламом и мусульманами.

В других источниках, касающихся побед мусульман в других землях, также отмечается, что люди встречали мусульман с распростёртыми руками, т.е. как освободителей от тиранических и деспотических режимов. В действительности мусульмане несли в мир свободу и духовное равновесие. В переговорах, которые вели мусульмане с жителями города Раке, представители горожан указали на то, что византийцы переходят все рамки приличия и творят нечестие и разврат в обществе. Приводится в истории, что когда византийский посол достиг мусульманского руководителя армии по имени Абу Убайда, он настолько был поражён добротой и братским отношение между мусульманами ,что там же принял Ислам.

3639671372436239.html
3639798934503547.html
3639948016738710.html
3640174479956509.html
3640269843567779.html