6.2. Подпрограмма «Мобилизация и развитиенаучно-технологического потенциала» («Потенциал»)

^ 6.2. Подпрограмма «Мобилизация и развитие
научно-технологического потенциала» («Потенциал»)
Целью подпрограммы «Потенциал» является существенное повышение качества и масштабов предложения реальному сектору экономики научных результатов и технологий, обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала государств – участников СНГ по приоритетным направлениям сотрудничества, сохранение и развитие их исследовательского и инновационного потенциала, получение конкурентных преимуществ за счет совместного доступа к результатам исследований, устранения дублирования дорогостоящих НИОКР, имеющих высокий коммерческий потенциал.

В рамках СНГ для организации межгосударственного взаимодействия при решении этих проблем создана система специализированных органов, ресурсы которых могут быть использованы при решении задачи мобилизации интеллектуального потенциала для активизации инновационной деятельности11, а также принят ряд нормативных правовых актов.

Подпрограмма «Потенциал» включает следующие направления:

^ Направление 2.1. Поддержка поисковых исследований

Адресная финансовая и информационная поддержка научных коллективов, ведущих совместные поисковые исследования и разработки по приоритетным направлениям сотрудничества.

Механизмы: специальные грантовые программы, консультационное сопровождение, организация технологической и финансово-экономической экспертизы и т.п.

^ Направление 2.2. Вовлечение объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот

Инвентаризация завершенных НИОКР по приоритетным направлениям инновационного сотрудничества; идентификация интеллектуальных прав и обеспечение их правовой охраны; анализ возможности и выработка условий для коммерциализации результатов НИОКР.

Механизмы: информационный обмен; экспертиза; межправительственные консультации; организация технологических событий и т.п.

^ Направление 2.3. Координация национальных исследовательских программ

Мероприятия Программы по поддержке научных исследований и разработок должны дополнять, а не дублировать национальные исследовательские программы. Кроме того, государства – участники Программы должны получить дополнительные преимущества от такой координации за счет совместного доступа к результатам исследований и, в частности, устранения дублирования дорогостоящих НИОКР, имеющих высокий коммерческий потенциал.

Основной механизм: систематические межправительственные консультации, в том числе, с привлечением представителей бизнеса и экспертного сообщества.

Направление 2.1. Поддержка поисковых исследований

Суть ключевых мероприятий, которые будут выполняться в рамках данного направления, заключается в существенном повышении качества и масштабов предложения реальному сектору экономики научных результатов и технологий, обеспечении ускоренного развития научно-технологического потенциала государств – участников СНГ по приоритетным направлениям сотрудничества.


Для решения задач, связанных с расширением и укреплением среды генерации знаний, их оперативной передачей в социально-экономическую сферу, в рамках данного направления будет обеспечиваться адресная финансовая и информационная поддержка научных коллективов государств – участников СНГ, ведущих совместные поисковые исследований и разработки на передовых рубежах науки, техники, технологий.

Мероприятие 2.1.1. Целенаправленная поддержка проектов поисковых исследований и разработок, инициированных научными коллективами государств – участников СНГ.

Задача мероприятия – усилить динамизм и повысить качество научно-исследовательской деятельности в государствах – участниках СНГ. В рамках мероприятия предусматривается финансовая поддержка исследовательских проектов, обеспечивающих научное лидерство этих государств в отдельных научно-технологических областях; динамичный и творческий характер деятельности национальных и совместных научных коллективов; привлекательность национальных научно-технологических комплексов для высококвалифицированных кадров, в том числе из третьих стран, а также для национальных и зарубежных инвесторов.

В зависимости от масштабов и специфики поисковых проектов полномочия по финансированию и контролю за их выполнением будут передаваться национальным заказчикам, в том числе органам государственной власти государств – участников СНГ, существующим либо специально созданным для организации исполнения и финансирования данных проектов структурам СНГ.

Мероприятие 2.1.2. Выделение целевых грантов ученым и научным группам государств – участников СНГ.

Задача мероприятия – достижение научных результатов мирового уровня в ходе передовых исследований ученых и научных групп из государств – участников СНГ, воспроизводство и закрепление в сфере науки, технологий, инноваций этих стран высококвалифицированных кадров.

Для развития поисковых исследований по приоритетным направлениям сотрудничества в рамках данного мероприятия будут использованы традиционные и новые инновационные инструменты. Среди них:

гранты на проведение исследований молодыми учеными (группами молодых ученых) государств – участников СНГ;

гранты на проведение исследований ведущими учеными государств – участников СНГ или научными группами, возглавляемыми этими специалистами;

гранты на поддержку ведущих (национальных) научных школ;

стартовые гранты для ученых с целью содействия развитию их карьеры.

При этом гранты могут выдаваться не только резидентам государств – участников СНГ, но и национальным высококвалифицированным специалистам, вернувшимся в эти государства на время подачи заявки, организации исследовательской группы и реализации проекта;


гранты ведущим ученым государств–участников СНГ на проведение передовых (высокорисковых) исследований в новых (развивающихся) областях науки, техники, технологий12.

Выделение целевых грантов ученым и научным группам государств–участников СНГ позволит:

– улучшить качественный состав научных кадров государств – участников СНГ;

– повысить привлекательность научной деятельности и совершенствовать систему ее мотивации;

– стимулировать приток и закрепить молодежь в сфере науки и высоких технологий.

Выполнение мероприятия будет содействовать расширению контактов между субъектами научной деятельности, секторами науки и высоких технологий, как в национальных границах, так и на всем пространстве СНГ.

Реализация вышеназванных действий по поддержке поисковых исследований может осуществляться из средств специализированных кредитно-финансовых организаций государств-участников СНГ и международных финансовых организаций. Особое внимание при этом будет уделено решению следующих задач:

– согласование усилий и программ деятельности государственных фондов поддержки науки, технологий, инноваций, которые уже функционируют в странах СНГ;

– выделение средств на долевой основе для участия в программах сотрудничества, которые реализуются национальными научными фондами.

Это позволит более четко идентифицировать новые направления и возможности исследований, которые целесообразно выполнять усилиями государств–участников СНГ; добиваться действительно прорывных результатов в приоритетных областях сотрудничества; обеспечивать восстановление научно-технологических связей, взаимовыгодного уровня разделения труда в сфере науки, технологий и инноваций.

В качестве сопутствующих мероприятий предусматриваются:

– консультационное сопровождение;

– организация технологической и финансово-экономический экспертизы проектов поисковых исследований;

– формирование экспертных панелей по приоритетным направлениям сотрудничеств с привлечением квалифицированных специалистов стран СНГ и третьих стран.

^ Показателями выполнения мероприятий направления II.1 являются:

– количество поисковых проектов по подпрограмме II, среди них – доля завершенных проектов поисковых исследований и разработок;

– число публикаций в ведущих научных журналах, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученных в рамках выполнения проектов поисковых исследований;

– число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований;

– количество молодых ученых (в возрасте до 35 лет), принявших участие в проектах подпрограммы.

Направление 2.2. Вовлечение объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот

Реализация мероприятий данного направления будет способствовать созданию общего инновационного пространства государств – участников СНГ, сохранению и развитию их исследовательского и инновационного потенциала, его адаптации к новым экономическим условиям.

С учетом специфики научно-технологического потенциала государств–участников СНГ и имеющихся в этих странах проблем в области охраны интеллектуальной собственности в рамках направления 2.2. предполагается осуществление следующих мероприятий.

Мероприятие 2.2.1. Совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей формирование и унификацию национальных механизмов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в государствах–участниках СНГ.

Целью настоящего мероприятия является гармонизация законодательства государств – участников СНГ в области охраны интеллектуальной собственности, а также внедрение мировых стандартов в указанной сфере.

В рамках Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности реализация данного мероприятия предполагает проведение следующих работ:

– разработка предложений по подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих гармонизацию законодательства государств – участников СНГ, регламентирующего вопросы возникновения и прекращения прав на объекты интеллектуальной собственности, распоряжения указанными правами, а также определяющих содержание прав и объем правовой охраны указанных объектов;

– разработка предложений по подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих гармонизацию законодательств государств – участников СНГ о стоимостной оценке прав на объекты интеллектуальной собственности; подготовка модельных нормативных правовых актов, определяющих методические основы и порядок проведения оценки прав на объекты интеллектуальной собственности;

– разработка предложений по подготовке модельных нормативных правовых актов, обеспечивающих совершенствование механизмов правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности с учетом новейшего мирового опыта;

– разработка предложений по подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих гармонизацию законодательств государств – участников СНГ о способах и порядке защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

– разработка предложений по подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих гармонизацию законодательств государств – участников СНГ о бухгалтерском учете прав на результаты интеллектуальной деятельности;

– разработка предложений по унификации судебной и административной практики в сфере обеспечения правовой охраны интеллектуальной собственности.

Мероприятие 2.2.2. Совершенствование механизмов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в сфере инновационного сотрудничества государств – участников СНГ.

Целью данного мероприятия является устранение правовых и административных барьеров для вовлечения в имущественный оборот и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в отношениях с иностранным элементом, в частности:

– создаваемых на территории нескольких государств – участников СНГ;

– создаваемых с участием физических либо юридических лиц, имеющих различную национальную принадлежность в рамках СНГ;

– использование которых имеет экстерриториальный характер;

– в отношениях по распоряжению правами, в которых участвуют физические либо юридические лица, имеющие различную национальную принадлежность в рамках СНГ.

Реализация данного мероприятия предполагает проведение следующих работ:

– разработка предложений по совершенствованию правового регулирования вопросов закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемых на территории нескольких стран СНГ либо с участием физических и юридических лиц, имеющими различную национальную принадлежность в рамках СНГ;

– разработка предложений по совершенствованию механизмов распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности в отношениях с иностранным элементом, а также вовлечения указанных результатов в экономический оборот;

– разработка предложений по совершенствованию механизмов защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в отношениях с иностранными партнерами.

Мероприятие 2.2.3. Совершенствование механизмов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых с привлечением средств государственных либо муниципальных бюджетов государств – участников СНГ.

Целью настоящего мероприятия является создание условий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых с привлечением средств государственных либо муниципальных бюджетов государств – участников СНГ, а также результатов, права на которые принадлежат (в том числе совместно с иными лицами) государствам – участникам СНГ либо государственным и муниципальным образованиям в их составе, признаваемых в соответствии с законодательством субъектами гражданского права.

Права на объекты интеллектуальной собственно­сти, созданные за счет средств национальных бюджетов, должны быть распределены между участниками правоотношений, включая орга­низации государств–участников СНГ, таким образом, чтобы не возника­ло препятствий при вовлечении результатов научных разработок в хо­зяйственный оборот.13

Реализация данного мероприятия предполагает проведение следующих работ:

– формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей единство государственной политики в отношении объектов интеллектуальной собственности, создаваемых с привлечением средств государственных и муниципальных бюджетов государств – участников СНГ, в том числе в части регулирования вопросов оценки целесообразности закрепления прав на указанные объекты за государственными либо муниципальными образованиями, распределения прав на указанные объекты, объема их правовой охраны, порядка распоряжения указанными правами, обеспечения компенсационных платежей государственным и муниципальным образованиям за отчуждение прав на указанные объекты либо предоставление права их использования, обеспечения интересов государства в коммерциализации указанных объектов и появлении на рынке продукции, создаваемой с их использованием, обеспечения имущественных интересов приобретателей прав на указанные объекты, стоимостной оценки прав на объекты интеллектуальной собственности;

– формирование предложений по совершенствованию механизмов выявления и обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых с привлечением средств государственных и муниципальных бюджетов государств – участников СНГ, в том числе подготовка модельных нормативных правовых актов, определяющих методические основы для осуществления мероприятий по выявлению указанных результатов и закреплению прав на них;

– формирование предложений по совершенствованию методических основ оценки перспектив коммерциализации и целесообразности закрепления прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемых с использованием средств государственных и муниципальных бюджетов государств – участников СНГ, а также по совершенствованию методических основ стоимостной оценки прав на указанные объекты;

– формирование предложений по совершенствованию механизмов вовлечения в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых с использованием средств государственных и муниципальных бюджетов государств – участников СНГ;

– формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей устранение правовых и административных барьеров для передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемых с привлечением средств государственных и муниципальных бюджетов государств – участников СНГ, в отношениях с иностранным элементом;

– формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей возможности использования результатов интеллектуальной деятельности, составляющих единой целое, исключив возможность распоряжения одним результатом без соответствующего отчуждения прав либо предоставления права использования на остальные результаты интеллектуальной деятельности;

– разработка системы мер, обеспечивающих осуществление мероприятий по выявлению результатов законченных НИОКР по приоритетным направлениям инновационного сотрудничества (в том числе для проведения инвентаризации указанных результатов) и обеспечение правовой охраны указанных результатов;

– разработка системы мер, обеспечивающих осуществление мероприятий по оценке возможности (целесообразности) коммерциализации результатов законченных НИОКР по приоритетным направлениям инновационного сотрудничества и выработки условий передачи прав на такие результаты;

– разработка системы мер, обеспечивающих осуществление мероприятий по постановке прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданных в рамках мероприятий по приоритетным направлениям межгосударственного инновационного сотрудничества, на бухгалтерский учет в составе нематериальных активов;

– подготовка предложений по координации усилий и созданию инфраструктуры для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат совместно нескольким государствам – участникам СНГ, в том числе предложений по обмену информацией о заключенных результатах научно-технической деятельности, созданных с привлечением средств государственных и муниципальных бюджетов.

^ Показателями реализации мероприятий по направлению являются:

– предложения по подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих условия для коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в рамках инновационного сотрудничества государств – участников СНГ;

– подготовленные предложения по унификации судебной и административной практики в сфере обеспечения правовой охраны интеллектуальной собственности;


– количество результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в рамках инновационного сотрудничества государств – участников СНГ, поставленных на бухгалтерский учет;

– количество результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых совместно с участием физических и юридических лиц, имеющих различную национальную принадлежность в рамках СНГ;

– количество результатов интеллектуальной деятельности, права на которые были переданы физическим либо юридическим лицам, имеющим иную национальную принадлежность в рамках СНГ;

– количество результатов интеллектуальной деятельности, используемых на территории нескольких государств – участников СНГ;

– количество результатов интеллектуальной деятельности, созданных с привлечением средств государственных и муниципальных бюджетов, права на которые переданы физическим и юридическим лицам.

Направление 2.3. Координация национальных исследовательских программ

В результате выполнения мероприятий данного направления государства – участники СНГ получат ощутимые преимущества за счет совместного доступа к результатам исследований, устранения дублирования дорогостоящих НИОКР, имеющих высокий коммерческий потенциал.

Мероприятие 2.3.1. Анализ национальных исследовательских программ и организация дискуссионных площадок для национальных финансирующих организаций государств – участников СНГ.

Мероприятие нацелено на выявление оптимальных вариантов взаимовыгодного сотрудничества и разработку соответствующих схем совместных программ финансирования; на восполнение информационных пробелов о существующих возможностях участия в национальных исследовательских программах исследователей, научных коллективов и организаций из государств – участников СНГ

Основные задачи мероприятия: организация регулярных консультаций между государственными органами по науке и инновациям с привлечением представителей бизнеса и экспертного сообщества с целью определения представляющих взаимный интерес двусторонних и многосторонних исследовательских программ государств СНГ и разработки общих подходов к их реализации, инвентаризация и анализ существующих программ, выявление сильных и слабых сторон двусторонних, многосторонних и национальных исследовательских программ, реализуемых государствами – участниками СНГ (анкетирование, интервью, SWOT-анализ); анализ практического опыта координации национальных программ стран СНГ, в том числе на базе проведения совместных конкурсов, а также изучения передового опыта европейских проектов и др.

Предусматривается реализация мер, направленных на установление деловых контактов руководителей и сотрудников финансирующих организаций государств СНГ. Дискуссионные площадки также позволят провести обмен опытом по организации и оценке финансирования исследовательских программ.

Мероприятие 2.3.2. Реализация мер по раскрытию национальных исследовательских программ для участия исследователей и организаций из государств – участников СНГ.

Основная задача мероприятия – разработка механизмов доступа к национальным исследовательским программам всех заинтересованных участников из стран СНГ на принципах доверия, взаимности и равноправия.

В рамках данного мероприятия могут быть реализованы пилотные проекты, выявлены и тиражированы наиболее успешные практики («истории успеха») сотрудничества при выполнении национальных исследовательских и инновационных программ. Анализ особенностей и проблем, возникающих при реализации пилотных проектов, позволит выработать конкретные механизмы по поддержке участия различных организаций в национальных исследовательских программах государств – участников СНГ.

Для этого намечается разработать процедуры и необходимые регламенты; провести совместные конкурсы научно-исследовательских проектов на пространстве Содружества.

Орган управления Программы в тесном сотрудничестве с финансирующими организациями разработает и предложит для осуществления полный цикл подготовки и реализации такого конкурса, включая критерии оценки заявок и концепцию его мониторинга. При этом в качестве одного из вариантов организации всего процесса предусматривается передача полномочий (функций) по обеспечению всех этапов конкурса от финансирующей организации (организаций) организации-администратору, в роли которой может выступать один из национальных разработчиков Программы.

Основными преимуществами организации совместных конкурсов научно-исследовательских и инновационных проектов государств–участников СНГ являются, прежде всего, возможности объединения ресурсов национальных финансирующих организаций с целью координации и проведения международных (совместных) конкурсов; обмен опытом с другими странами по организации программ финансирования исследовательских проектов.

^ Показателями выполнения мероприятий направления II.3. являются:

– число проведенных мероприятий для национальных заказчиков и финансирующих организаций государств – участников СНГ, число и уровень их участников;

– число подготовленных рецензированных отчетов, других аналитических материалов о национальных исследовательских программах государств – участников СНГ;

– число финансирующих организаций, принявших участие в пилотном (совместном) конкурсе научно-исследовательских проектов; бюджет пилотного конкурса.

3641350732561161.html
3641519077726481.html
3641657110974372.html
3641750877574086.html
3641821704385272.html