Программа профилактики злоупотребления психоактивным веществами Предупреждение вредных привычек у детей Целевое назначение программы - страница 4

^ ТЕМА 8. СЛУГА ПО ИМЕНИ ЗЛОСТЬ
• Ориентировочный этап знакомства с эмоцией злости

«Сегодня мы познакомимся со слугой короля по имени Злость. Зна­комо ли вам имя этого слуги? Когда и где вы с ним сталкивались в сво­ей жизни ?»
Обсуждение
• Создание и уточнение образа слуги-чувства с опорой на все

модальности

«Как выглядит слуга по имени Злость?»

Лепка из пластилина.
^ Упражнение «Образ Злости»
«Какие звуки, запахи приносит Злость во дворец?

Как она движется (покажи)?

Есть ли у злости любимое блюдо? Какое оно на вкус?

Из какого дома приходит во дворец Злость?»

Строительство дома Злости

«Давайте найдем место для дома Злости в Волшебной стране».

Размещение дома Злости на территории страны.

• Формирование и развитие способности распознавать изучае­мое чувство у себя и у других

«Что происходит с королем, когда к нему приходит слуга по имени Злость? Как выглядит злой король? (Покажите.) Па кого из сказоч­ных героев становится похож охваченный злостью король? Может быть, на Бармалея или злого волка?»

Этюды на выражение эмоции злости:

«Злой Бармалей». (И другие сказочные злодеи, о которых вспом­нят дети.)

«Разозлившийся мальчик, у которого разорвали тетрадь».

«Драчуны».

«Какие разные у нас получились злодеи, хотя чем-то они очень по­хожи. Если мы встретим разозлившегося человека, мы сразу поймем, что к нему пришла Злость. Как? У него будет совершенно особое лицо, может быть, такое, как на знаке злости? (Показ пиктограммы.) Брови сдвинуты, глаза сужены, зубы стиснуты... А какая угрожаю­щая поза у разозлившегося человека! Руки в боки ? Или кулаки сжаты, и он уже готов вступить в драку? (Ведущий или помощник демон­стрируют перечисленные внешние проявления злости, дети повто­ряют.) Ух, каких злюк мы показали!

Кого вы видели таким (охваченным злостью)? Когда? (Если не слу­шаешься, разбил что-то, не сделал уроки...) Что они делали? (Крича­ли, грозно смотрели?) Что вы чувствуете, когда к вашему близкому человеку приходит Злость?»

! Можно показать пиктограммы уже изученных эмоций (стра­ха, грусти, радости) и предложить детям выбрать, какой слуга приходит к ним, когда злятся родители, учителя, друзья, братья, сест­ры, незнакомые люди.

«Всегда ли это происходит по их. воле, по зову внутреннего короля ? А что делать, если рядом с вами разозлившийся взрослый?»
Обсуждение
^ Возможные выводы. «Если это близкие люди (родители, бабушка, де­душка, сестра, брат, друг), наверное, лучше прямо сказать: „Когда ты так кричишь (или смотришь сурово), мне становится страшно. Не пугай меня, пожалуйста!" Можно еще спросить: „Почему ты злишься? Что случи­лось?", и если что-то натворил — извиниться и постараться исправить...»

Если позволяет время, можно проиграть подобные ситуации:

«А если злостью охвачен незнакомый человек, или человек, потеряв­ший меру (например, пьяный человек)? То лучше всего уйти. Помните поговорку: „Не попадай под «горячую» руку!"»

• Введение понятия «меры»

«Скажите, приятно ли подданным находиться с королем в то вре­мя, когда у него гостит Злость? Конечно, неприятно. Но она — слуга короля. Зачем же она нужна?

Чтобы уметь постоять за себя. Чтобы другие, не очень хорошие люди не могли использовать всегда доброго человека в своих плохих целях. На­пример, когда кому-нибудь предлагают сделать то, что человек не хочет (уйти с уроков, попробовать сигареты, алкоголь), или отнимают что-то, тогда полезно ненадолго разозлиться и твердо отказать обидчикам».
^ УПРАЖНЕНИЕ «ОТСТАНЬ!»
! Если времени недостаточно, чтобы дать возможность всем детям попробовать себя в этом упражнении, предложите его выпол­нить в первую очередь детям робким, тревожным, а также тем, для кого будет актуально правильно отреагировать на «нападки» од­ноклассников.

«А если Злость пришла надолго, забыла о Мере, что происходит с таким человеком? Тогда про него говорят: „ Он злой, драчун, хулиган " Кто захочет с таким дружит?..

...А еще злость иногда показывает, что что-то не получается (ва­лится из рук), тогда человек тоже может злиться. Как вы думаете, когда что-нибудь не получается задачка „не решается", аппликация „не клеется ", мяч в ворота „не забивается "), что лучше — злиться или расстраиваться"! Кто из вас обычно злится? Кто расстраивает­ся? Что можно сделать, чтобы разрешить ситуацию?»
Обсуждение
! Обсуждение поведения в случае неудачи, в сложной ситуации предоставляет дополнительную информацию о личностных особен­ностях каждого ребенка, что может быть полезным для проведения индивидуальной психологической работы с ним. Кроме того, в таком обсуждении дети в ненавязчивой форме на понятном и близком их жизни материале получают важную информацию о возможных стра­тегиях конструктивного разрешения сложных ситуаций.

• Формирование и развитие навыков саморегуляции (способ­ности справляться со злостью)

«А знаете, что придумали в Волшебной стране, чтобы Злость вспоминала о Мере? Это буйный танец под ритмичную музыку».

Помощник включает соответствующую запись. Взрослый начи­нает «буйный танец», дети подражают ему.

«Король танцует буйный танец,

мы вместе с ним.

Он сильно топает ногами,

мы вместе с ним.

Вокруг грозит всем кулаками,

мы вместе с ним.

И страшно клацает зубами,

мы вместе с ним.

И говорит на выдохе: «У-ух»...

...Ну, что, наверное, вы устали. Да, долго быть злым нелегко, по­этому важно вовремя напомнить Злости о мере. Что мы можем сде­лать, чтобы Злость ушла? Кроме буйного танца, можно еще:

— замесить тесто понарошку, - выбить „пыльную подушку "».
^ УПРАЖНЕНИЕ «ПЫЛЬНАЯ ПОДУШКА»
— смыть злость под душем,

— устроить петушиные бои или поиграть во «Взятие вражеской крепости» (построить из диванных подушек, одеял и т. п. «крепость»),

— повторять волшебное заклинание: «Уходи, Злость, уходи!!!»
^ УПРАЖНЕНИЕ «УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ!!!»
! Это упражнение может проводиться только в помещении с напольным покрытием. При его выполнении следите, чтобы, уда­ряя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам со­седей. Отдельные попадания полезны.

«Когда очень злишься, хочется кого-нибудь ударить. А можно ли справиться со злостью, если подраться? Дело в том, что во время драки, и вообще, когда один человек причиняет другому боль, Злость растет и может стать такой огромной, что займет место самого короля».

! Дома дети рисуют Злость, наклеивают знак злости и записы­вают или зарисовывают тот способ уменьшения силы злости, кото­рый им понравился больше всего.

ТЕМА 9. СЛУГА ПО ИМЕНИ ИНТЕРЕС
^ Основная часть
• Ориентировочный этап

«Сегодня мы познакомимся со слугой короля, которого зовут Инте­рес. „Интересно, интересно, что тут происходит..." — с такими или похожими словами заходит Интерес во дворец. Что же может быть интересным ?»
^ ИГРА «ЭТО ИНТЕРЕСНО»
• Создание и уточнение образа слуги-чувства с опорой на все модальности

«Как же появляется Интерес во дворце? Как он выглядит, как движет­ся, какая музыка сопровождает его приход? Давайте на минутку закроем глаза и постараемся представить, что же происходит во дворце короля, когда к нему приходит слуга по имени Интерес... А теперь, пожалуйста, кто хочет изобразить приход этого удивительного слуги короля. (Панто­мима «Образ Интереса» или рисунок, подбор музыки из аудиотеки.)

А какие интересные запахи тянутся шлейфом за этим слугой ? Мо­жет быть, это запах вековой пыли от старинных вещей и забытых

чердаков? Или экзотические ароматы дальних стран и неизвестных континентов?

Откуда прибыл Интерес? Ведь он наверняка много путешествовал. Но даже самым неутомимым путешественникам нужен дом, в кото­рый можно вернуться. Какой дом у Интереса?»

Строительство дома Интереса

«В каком месте Волшебной страны стоит этот дом?» (Размеще­ние дома на территории страны.)

• Формирование и развитие способности распознавать изучае­мое чувство у себя и у других

«...Но вернемся во дворец короля... Зажжены свечи в трапезной, где ужинают Король и Интерес, звучит музыка; а после ужина начинает­ся беседа. О чем поведал Интерес королю? Может быть, об удиви­тельных дальних странах или необычном розово-оранжевом щенке, увиденным им у ворот дворца? Какие увлекательные и интересные слу­чаи вы можете вспомнить?

Удивлен король, очарован рассказами своего слуги Интереса. Кто может показать, какое лицо у короля, которому интересно?

Правиль­но, брови у него приподняты, глаза у дивленные, расширенные («круг­лые»), от изумления даже рот слегка приоткрыл. (Показ пиктограм­мы.) Король, чтобы не пропустить что-нибудь из рассказа Интереса, подался немного вперед. Слушает его во все уши, смотрит во все глаза. Когда-нибудь вы видели людей, которые заинтересованно слушали или смотрели что-то? Как они выглядели?»

Этюды на выражение удивления, интереса

«Живая шляпа»

! Можно опросить детей: «Почему шляпа двигалась как жи­вая». Это стимулирует развитие воображения и творческого мыш­ления детей. Выдвигая неожиданные варианты, взрослый демонст­рирует возможности и преимущества неординарных решений.

«НЛО»

«А вам самим бывает интересно? Когда? Какой самый интересный урок ? Передача по ТВ ? Книга ?»

! По этим вопросам можно провести «опрос по кругу».

«Как много интересного может показать Интерес. Удивлен этому король и спрашивает своего слугу: „Как тебе удается так много узнать и запомнить, да еще и рассказать об этом так ярко, красочно и увлекательно?"— „Знаю я один секрет, — ответил Интерес, — но те­бе, король, я его открою. Прежде всего, научись с интересом относиться к самому себе, научись слушать себя, доверять себе. Конечно, получится это не сразу, но для начала постарайся с большим интересом слушать се­бя ". (Давайте и мы, ребята, вместе с королем поиграем в эту интерес­ную игру — послушаем себя. Садитесь поудобнее, закройте глаза. Сде­лайте глубокий вдох и медленный выдох. Прислушайтесь к себе. Слушай­те биение своего сердца. Теперь послушайте, как движется грудь при дыхании. А что происходит в животе? Послушайте ноги...Руки...) „ Что же вы услышали, мой король?" — спрашивает Интерес. Король услышал, как бьется его сердце, как движется грудь и трепещут крылья носа при дыхании, как подрагивают веки... (А что услышали вы? Что почувство­вали ? Как интересно все то, что происходит у нас внутри! Вы слышали и чувствовали, как работает сердце, а знаете ли вы, почему оно именно так стучит и, вообще, зачем оно? Почему движутся грудь и диафрагма при дыхании, и что будет, если эти движения изменятся или прекра­тятся? Как много вопросов! И где найти на них ответы? (Спросить у родителей, учителей, воспитателей, прочитать в книге)...»

! Можно показать при этом такие книги, как Р. Ротенберг «Расти здоровым», Детскую энциклопедию, К. Доннер «Тайны ана­томии» и другие.

«А что бы вы, ребята, посоветовали почитать королю? Для чего пригодятся вам в жизни знания и умения слушать и слышать себя?

Когда король и мы вместе с ним научились с огромным интересом слушать и чувствовать себя, Интерес продолжил свои увлекательные игры. Он научил короля слушать и внимательно наблюдать за другими людьми и узнавать о них много интересного».
^ ИГРА «НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ»
«Еще Интерес научил присматриваться и прислушиваться к обыкно­венным предметам и явлениям и искать много интересного и удивительно­го в том, что кажется привычным и обыденным. Особенно любил Интерес игру под названием „Загадочные узоры ". Сыграем в нее вместе с королем. „Знаете ли вы, мой король, что нас повсюду окружают удивительные

Примерные конспекты занятий

и загадочные узоры. Они не видны только незаинтересованному глазу, а их таинственные истории неслышны только незаинтересованному уху. При­глядитесь. Бот загадочное пятно на полу. Смотрите, оно так похоже на маленького слоненка. Вот хобот, а вот большие уши, которые прикрыва­ют лапы, и даже маленький хвостик виден. Как оказался тут этот слоне­нок ? Что он тут делает? Расскажите его историю..."

А теперь оглядитесь вокруг. Рассмотрите внимательно пятнышки на стене, трещинки на потолке и полу. Что они вам напоминают? На что похожи? Как они туда попали, кто их туда поместил? Что они делают ночью, когда все спят, и днем, когда в комнате шумно и много людей. Смелее! Не бойтесь фантазировать! Это же так интересно! Расскажите свои истории!..»

Желающие рассказывают свои истории. Или выбирается какое-то общий предмет для группового сочинения истории.

• Введение понятия «меры»

«„Как интересно! Как увлекательно!"— восклицает Интерес. — „А давайте..."— начал, было, Интерес, но тут кто-то мягко положил ему руку на плечо и, он умолк. Конечно, это мудрая Мера пришла, чтобы напомнить Интересу о том, что пора уходить. Хорошо ли было королю с Интересом? Как помогает Интерес королю? (Без интереса скучно жить, помогает учиться, узнавать новое, не пропустить что-то важ­ное, лучше понимать других людей и так далее) Но почему тогда нужно, чтобы Интерес помнил о Мере? Что будет с королем, если Интерес за­будет о Мере? Да, король устанет. Но, кроме того, вездесущему Инте­ресу все хочется попробовать. „Все, что неизвестно, мне ужасно инте­ресно!" — говорит он. А всегда ли можно пробовать что-то неизвест­ное? Например, можно ли пробовать неизвестные ягоды или грибы? А если что-то кажется, очень знакомым и даже вкусно пахнет и выгля­дит аппетитно, тогда как? Давайте посмотрим, всегда ли наши глаза, уши и нос могут безошибочно определить, что можно пробовать, а что может быть опасным, ядовитым. Для этого поиграем в такую игру...»
^ ИГРА «ОБМАН ЧУВСТВ»
Вывод. «Иногда несъедобные вещи могут пахнуть и выглядеть как съедобные, поэтому даже если таблетки в аптечке пахнут клубникой и похожи на карамельки, их пробовать нельзя. Нельзя поэтому брать у незнакомых людей конфеты и т. п. А вино и другие алкогольные на­питки, хотя и могут быть похожи на сок, содержат вредный для здо­ровья спирт». В этой беседе можно рассказать детям о механизмах влияния алкоголя на организм и последствиях его употребления. Щ Дети дома рисуют слугу по имени Интерес, наклеивают знак Интереса (пиктограмма), дорисовывают кляксы до образа и приду­мывают историю о том, кто получился из кляксы. Ведущий поощ­ряет запись такой истории. (Работы детей на следующем занятии помещают на выставку.)

3643228272793755.html
3643451921458353.html
3643524915980185.html
3643621297548905.html
3643745880224105.html