Общие сведения допущения в рамках исследования 4 Рынок бутилированных вод в малых емкостях: общероссийские тенденции 5 Рынок бутилированных вод в малых емкостях Ростова-на-Дону и Ростовской области 7 Объемы потребления 7 Население: структура, доход 9 - страница 3

^ Население: структура, доход Численность населения



На 1 января 2008 года в Ростовской области проживало 4 254,4 тыс. человек. В том числе: в Ростове-на-Дону сосредоточена четверть населения области; 42 % граждан проживают в городах; 33 % - в сельских населенных пунктах.

Крупнейшие города области:


  • В перечисленных городах проживает 1076,2 тыс. чел. или 60 % всего прочего городского населения
    Таганрог (264,4 тыс. жителей),

  • Шахты (245,9 тыс.),

  • Новочеркасск (178,0 тыс.),

  • Волгодонск (170,1 тыс.),

  • Новошахтинск (114,7 тыс.)

  • Батайск (103,1 тыс.)



^ Структура населения по возрасту и занятости



Корректируя данные переписи 2002 года (с учетом числа родившихся и умерших за истекшие 5 лет) получим ориентировочные данные о возрастной структуре населения Ростова-на-Дону.

Как видно, существуют два пика – граждане в возрасте 20-29 лет и – старше 60 лет.

По различным оценкам, число трудоспособных граждан в Ростове-на-Дону составляет около 630 тысяч человек. Из них официально:

  • заняты на средних и крупных предприятиях 305 тыс. чел.,

  • заняты предпринимательской деятельностью и работают в малом бизнесе – 70 тыс. чел.,

  • безработных – 5,5 тыс. человек

Данные могут быть использованы при разработке стратегий маркетинга.
^ Структура населения по доходу



^ Дополним, что 23,4 % населения Ростовской области имеют доходы ниже 3 тысяч рублей (не отражено в ответах трудоспособного населения).

Из тех, кто получает доходы свыше 14 т.р., 70 % группы получает сумму от 14 до 30 тыс. рублей, и около 30 % - свыше 30 тысяч рублей



Согласно данным Госкомстата в 2006 году распределение доходов в Ростовской области выглядело следующим образом: 20 % населения получали минимальный доход, в сумме, составляющей ~6 % от общих доходов всего населения. 20 % наиболее состоятельных граждан получили доход в размере 45 % общих доходов. 60 % промежуточных групп (средних) получили ~49,1 % дохода.

В 2005 году агентство Ника-плюс проводило исследование уровня дохода жителей Ростова-на-Дону (выборка в 246 человек в трудоспособном возрасте, квотная, по полу и возрасту). Распределение по уровню дохода отражено на графике. Данные опроса приводились в USD. Переведенные в рубли по курсу 2005 года эти данные, на наш взгляд, достоверно отражают реальное соотношение между группами населения по доходу.

Согласно приведенным данным, около 70 % трудоспособного населения имеют доход средний и ниже среднего, 30 % - выше среднего уровня. Полученные данные подтверждаются результатами статистических исследований дохода респондентов (данные по Ростовской области, см. график).


Для дальнейших целей примем следующее распределение по доходу среди граждан в трудоспособном возрасте (с учетом безработных и малоимущих слоев населения).
^ Оценка емкости сегментов водного рынка Ростовской области
В течение последних двух лет на рынке вод отмечаются две важные тенденции:

На наш взгляд, оценка продаж на рынке бутилированных вод возможна лишь в разрезе по сегментам, существенно отличающихся друг от друга.

^ Целевая

аудитория

Уровень дохода

Объем покупки

Прирост объемов реализации

на сегменте вод в малых емкостях (1) ЦА - это граждане, на сегменте HOD (2) – это домохозяйства и организации.


так, если воду сегмента (1) покупают практически все слои населения (разница лишь в цене покупки), то в силу минимального объема покупки в 80-90 рублей вода в кулерных емкостях доступна лишь категориям домохозяйств с доходом выше среднего.

спрос на сегменте (1) имеет выраженную сезонность, объем покупки 0,5-1,5 л., цена 1 литра имеет высокую наценку (в зависимости от марки). На сегменте (2) сезонность выражена слабо, объем закупки – 19 и более литров (реже – 5,0 л.), наценка для кулерных емкостей несколько ниже. Добавим, что на сегменте (2) действует оборотная тара.

На сегменте (1) прирост в размере 10-12 % связан с более интенсивным потреблением вод в малых емкостях.

На сегменте (2) рост в 30 и более процентов вызван увеличением числа потребителей кулерной воды.

^ Согласно данным статистики, в Ростовской области в 2007 году было потреблено около 16 млн. дал минеральной и питьевой воды (160 млн. литров).

В показателе отражены сведения из официальной отчетности средних и крупных предприятий

Показатель является общим, без разделения внутри сегмента на минеральные и питьевые воды – притом, что питьевая вода успешно бутилируется и в малые и в крупные емкости, т.о. даже объем производства по питьевой воде не позволил бы реально оценить объемы сбыта кулерных вод (с точки зрения производства).

^ Т.о. мы можем дать приближенные оценки емкости рынка, исходя из объемов потребления.

Так, если по оценкам экспертов, среднее потребление бутилированной воды в России находится на уровне 24 литра на 1 человека в год, то население Ростовской области в 2007 году употребило

^ 24 л. * 4,3 млн. человек = 103,2 млн. литров.

Как видно, полученный результат менее заниженных статистических данных (160 млн. литров), следовательно потребление воды на 1 человека в Ростовской области выше среднего по России (что, вероятно, объясняется более жарким климатом и достаточно высоким средним доходом населения).

Так, если предположить, что данные статистики охватывают 70 % фактического оборота рынка, то в 2007 году в РО было потреблено порядка 230 млн. литров бутилированных вод.

^ Т.о. средний объем потребления составил около 53 л. на 1 человека в 2007 году*.

* Данные включают потребление на обоих сегментах рынка вод (с учетом сделанного выше предположения).

^ Тенденции развития рынка во многом определяются компанией-лидером рынка (что подтверждается экспертами в ходе изучения рынка) – т.о. по динамике структуры ассортимента компании ХХХ можно оценить направления перемен на рынке бутилированных вод.

^ Сегмент вод в малых емкостях: лидеры в каждой ценовой нише: ХХХ, Меркурий, Висма (по возрастанию цены). На их долю приходится не менее 70 % реализации всей продукции в натуральном выражении (в литрах).

Сегмент HOD: лидеры: Чистая вода и ХХХ. Доля совокупных продаж не известна, но ХХХ занимает второе место по объемам реализации (литры).

Рынок HOD по сути своей локален, лидер этого сегмента – ООО Чистая вода (Ростов-на-Дону). Федеральные ООО Фирма Меркурий и ЗАО Висма на данный момент предлагают в Ростовской области только премиальный продукт (в Московской области предлагаются воды Вера и Кубай 19,0).

Продукция ХХХ охватывает собой сегменты вод в малых емкостях (1) и HOD (2) и, как мы предполагаем, в миниатюре отражает весь рынок бутилированных вод Ростовской области.

Далее проиллюстрированы основные предположения о структуре водного рынка Ростовской области.

3656658713797977.html
3656883707187201.html
3656998755051426.html
3657113879059117.html
3657169954504902.html