Глава 5. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду

Глава 5. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду

Статья 18. Предмет оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

ОВОС - процедура учета требований экологического законодательства при подготовке и принятии решений по социально- экономическому развитию общества.

ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.


Статья 19. Заявление о воздействии на окружающую среду.

Инициатор намечаемой хозяйственной и иной деятельности, могущей оказать влияние на окружающую природную среду, обязан подготовить декларацию о намерениях и передать ее в орган исполнительной власти по месту предполагаемой реализации проекта, а также в средства массовой информации для опубликования.

После получения предварительного решения органа исполнительной власти о возможности реализации намечаемой деятельности инициатор организует и проводит общественные экологические слушания предложений о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории.


Статья 20. Общественные экологические слушания.

Общественные экологические слушания проводятся в соответствии с требованиями настоящего закона. Порядок проведения общественных экологических слушаний устанавливается Положением об оценке воздействия на окружающую среду, утверждаемым Правительством РФ.

Инициатор намечаемой деятельности с участием разработчика проводит общественные экологические слушания и обсуждение в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:

- информирования общественности о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях;

- выявления и установления всех возможных неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных решений;

- поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой деятельности.

Контроль за соблюдением процедуры ОВОС и общественных экологических слушаний осуществляет орган местного самоуправления по месту предполагаемого размещения объекта ОВОС и специально уполномоченный орган по охране окружающей среды субъекта федерации.


Статья 21. Цели участия общественности в ОВОС.

Заинтересованные общественные организации и граждане принимают участие в организации и проведении общественных экологических слушаний и обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки:

- применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

- достоверности представленных результатов ОВОС;

- полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.


Статья 22. Порядок участия общественности в ОВОС.

Заинтересованные общественные объединения и граждане принимают участие в процедуре ОВОС на всех ее стадиях в соответствии с Положением об оценке воздействия на окружающую среду.

Общественные организации и граждане не обязаны обосновывать свою заинтересованность по участию в процедуре ОВОС.

Результаты общественных экологических слушаний оформляются в виде протокола, подписываемого выборным председательствующим на слушаниях лицом и утверждаемого органом местного самоуправления, и отражающего мнение населения по месту реализации проекта, подлежащего обязательному рассмотрению при решении вопроса о размещении данного объекта и при проведении государственной экологической экспертизы проекта (предпроектной документации) строительства данного объекта. Результат рассмотрения замечаний и предложений участников слушаний доводится до сведения населения через средства массовой информации.

Участники общественных слушаний вправе обжаловать решение или факты, содержащиеся в протоколе слушаний, в органе местного самоуправления или непосредственно в суде.

Допускается инициирование и проведение общественных экологических слушаний общественной экологической организацией в соответствии с уведомительным заявлением этой организации в орган местного самоуправления. В указанном случае общественные слушания проводятся с использованием ресурсов общественной организации-заявителя и органа местного самоуправления и инициатор подлежащей оценке хозяйственной или иной деятельности обязан представить требуемую для слушаний информацию в полном объеме.

Запрещается принимать решения о финансировании и размещении объектов хозяйственной или иной деятельности, которая может нарушить права граждан на благоприятную окружающую среду, без проведения общественных экологических слушаний, оформления и рассмотрения их результатов.


^ Глава 6. Участие граждан и общественных организаций в экологической экспертизе.

Статья 23. Соотношение с действующим законодательством.

Участие граждан и общественных организаций в экологической экспертизе регламентируется настоящим законом и Федеральным Законом “Об экологической экспертизе”


Статья 24. Права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы.

Граждане и общественные организации в области экологической экспертизы имеют право:

- вносить в органы государственной власти и управления требования о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает общественные экологические интересы;

- направлять специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы информацию о результатах проведения экологической экспертизы по конкретному проекту (и) или копию экспертного заключения государственной экологической экспертизы;

- осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.

Общественные экологические организации также имеют право направлять своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе проектов и требовать предоставления копии решений экспертных комиссий по конкретным проектам и иных объектам экспертизы.

При подготовке экспертной комиссией государственной экологической экспертизы заключения по проекту (объекту экспертизы) и при принятии решения о реализации получившего положительное заключение проекта должны обязательно рассматриваться материалы, отражающие общественное мнение. По каждому предложению общественных организаций и граждан специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы выносит основанное на действующем законодательстве решение. Информация об учете общественного мнения при проведении государственной экологической экспертизы доводится до сведения заявителей и публикуется в средствах массовой информации.

Не допускается реализация проектов, нарушающих общественные экологические интересы, без учета основанных на действующем законодательстве предложений граждан и общественных организаций.

Мнение общественности по проекту, затрагивающему интересы граждан и общественных организаций, может быть установлено путем проведения общественных экологических слушаний или сходов (собраний) граждан по месту реализации проекта.

Орган местного самоуправления совместно с заказчиком не менее чем за 30 дней доводит до сведения широкой общественности место, дату и предмет планируемого обсуждения.

Сход (собрание) граждан и представителей общественных организаций проводится на принципах демократии и открытого доступа заинтересованных сторон к процедуре обсуждения. Председатель и секретарь схода (собрания) выбираются квалифицированным большинством голосов присутствующих граждан и представителей общественных организаций.

Протокол схода (собрания) граждан, содержащий мотивированное и основанное на законодательстве мнение общественности по предмету обсуждения, подписывается председателем и секретарем схода (собрания) и направляется в специально уполномоченный государственный орган в области государственной экологической экспертизы.

В случае отказа от учета мнения общественности по намечаемой деятельности, общественные организации и граждане вправе обжаловать решение о реализации такой деятельности в суде.


Статья 25. Общественная экологическая экспертиза.

Общественная экологическая экспертиза проектов организуется по инициативе граждан, общественных организаций, органов местного самоуправления, органов власти субъектов федерации и проводится зарегистрированными общественными экологическими организациями, уставы которых включают право проведения общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении всех проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе.


Статья 26. Порядок проведения общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза проводится в соответствии с требованиями ФЗ «Об экологической экспертизе», настоящим законом. Порядок проведения общественной экологической экспертизы регламентируется Положением, утверждаемым Правительством РФ.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Общественная экологическая экспертиза проводится на основании решения органа управления общественной экологической организации, зарегистрированного органом местного самоуправления по месту предполагаемой реализации проекта.

Общественные экологические организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:

- получать от заказчика (инициатора) документацию в объеме, предусмотренном требованиями государственной экологической экспертизы;

- знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

- участвовать через своих представителей в качестве экспертов или наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Эксперты общественной экологической экспертизы обладают правами и обязанностями государственных экспертов.

Общественные организации, организующие или проводящие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население через средства массовой информации о сроках и результатах ее проведения.


Статья 27. Заключение общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченному государственному органу в области экологической экспертизы, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу утверждением его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы после рассмотрения заключения экспертным советом государственной экологической экспертизы.

Утвержденное заключение общественной экологической экспертизы подлежит обязательному выполнению заказчиком намечаемой деятельности, что обеспечивается государственным экологическим контролем.

Отказ от утверждения заключения может быть обжалован общественной организацией в суде (арбитражном суде) при освобождении общественной организации от внесения государственной пошлины.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаются органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы и государственным контролирующим органам, заказчикам проектов, прошедших общественную экологическую экспертизу, для установления контроля и принятия иных мер.

Заключение общественной экологической экспертизы может быть вынесено на общественные экологические слушания либо сход (собрание) граждан и положено в основу выражения мнения общественности по намечаемой деятельности.

Заключения, опубликованные или направленные органам государственной и местной власти, а также заказчикам, подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами и организациями в месячный срок.


^ Глава 7. Экономическое стимулирование участия населения в охране окружающей природной среды.

Статья 28. Финансирование общественной экологической экспертизы.

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций, общественных и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и юридических лиц, а также за счет средств местных бюджетов в соответствии с решениями органов местного самоуправления или органов власти субъектов федерации.

Допускается финансирование общественной экологической экспертизы заказчиками (инициаторами) проектов по согласованию со специально уполномоченным государственным органом в области государственной экологической экспертизы на основании договора заказчика (инициатора) с общественной экологической организацией, зарегистрированной в установленном порядке и имеющей уставные задачи проведения общественной экологической экспертизы.


Статья 29. Финансирование общественного экологического контроля.

Общественный инспектор по охране природы, составивший акт (протокол) о нарушении экологического законодательства, при взыскании штрафа с виновного лица и поступлении его в экологической фонд, имеет право на получение премии в размере 30% от суммы наложенного и взысканного штрафа.

В случае взыскания экологического ущерба с виновного лица по акту (протоколу), составленному общественным инспектором по охране природы, начисляется и выдается таком же порядке премия в размере 10% от суммы ущерба, но не более 50 минимальных размеров заработной платы ежеквартально.

В случае вскрытия нарушения экологического законодательства должностными лицами государственных органов с участием общественных инспекторов и наложения административного штрафа на виновное лицо, каждому из общественных инспекторов начисляется премия в равных долях при ограничении общей суммы премии в 30% от суммы взысканного штрафа.

Начисление и выдача премий производится ежеквартально бухгалтерией органа, наложившего штраф или взыскавшего сумму ущерба или штрафа с виновного юридического или физического лица.

Суммы материального вознаграждения общественных инспекторов учитываются отдельной строкой «Фонд поощрения общественной экологической деятельности» в смете ежегодных расходов на финансирование деятельности данного органа.


Статья 30. Материальное стимулирование общественной экологической деятельности граждан.

Граждане, добивающиеся практических результатов в общественной природоохранной работе, могут поощряться денежными премиями в размере до 5 минимальных размеров заработной платы по решению специально уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды за счет средств «Фонда поощрения общественной экологической деятельности»


Статья 31. Налоговые и иные льготы для общественных экологических организаций.

Общественные экологические организации, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, освобождаются от налога на имущество, используемое для общественной экологической деятельности и пользуются 50% скидкой в арендной плате за арендуемые помещения государственного или муниципального фонда имущества.

Администрация города (района) по месту деятельности общественной экологической организации может принять решения о бесплатном предоставлении помещения для данной общественной организации.

Общественные экологические организации вправе получать кредиты по льготным процентам, а также получать на конкурсной основе гранты для финансирования природоохранных проектов и программ из местных бюджетов.


^ Глава 8. Контроль и ответственность.

Статья 32. Государственный контроль.

Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, специально уполномоченные государственные органы по охране окружающей среды их должностные лица обеспечивают контроль за выполнением требований настоящего Закона в соответствии со своей компетенцией.


Статья 33. Ответственность.

Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, их должностные лица несут установленную законодательством ответственность за соблюдение требований настоящего Закона.

Общественные экологические организации и граждане вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие требования настоящего Закона, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или непосредственно в суд.


^ Разработка Веселова А.К.


*******


Приложение 9.

Проект Положения «О Высшем экологическом совете

при Комитете Государственной Думы по экологии».


1. Общие положения.

1.1. Высший экологический совет (ВЭС) при Комитете по экологии Государственной Думы Федерального Собрания РФ (далее - Комитет по экологии) создается в соответствии с Положением о Комитете по экологии (номер и дата утверждения) и является постоянно действующим общественным органом экспертного и научно-консультационного обеспечения Комитета по экологии Государственной Думы ФС РФ в области экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

1.2. Деятельность ВЭС осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, утверждаемым председателем Комитета по экологии Государственной Думы ФС РФ.

1.3. В целях реализации своих функций ВЭС взаимодействует с комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями в Государственной Думе, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, с Правительством Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, иными органами федеральной власти, а также с представительными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, научными учреждениями и общественными объединениями..

1.4. Общий контроль за деятельностью ВЭС осуществляет Председатель Комитета по экологии Государственной Думы ФС РФ.


^ 2. Функции Высшего экологического совета.

Высший экологический совет осуществляет следующие функции:

- консультативная помощь в подготовке законопроектов, разрабатываемых в Комитете по экологии Государственной Думы ФС РФ;

- рассмотрение и экспертиза законопроектов, проектов государственных программ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, поступающих в Комитет по экологии Государственной Думы ФС РФ;

- разработка предложений и рекомендаций по формированию федеральной и региональной экологической политики, а также по совершенствованию федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- рассмотрение поступающих в ВЭС предложений по совершенствованию законодательства в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- участие в подготовке и проведении парламентских слушаний и заседаний Комитета ГД ФС по экологии;

- рассмотрение иных вопросов по поручению Комитета по экологии Государственной Думы ФС РФ.


^ 3.Порядок формирования и состав Высшего экологического совета.

3.1. Состав ВЭС формируется Комитетом по экологии из числа ведущих ученых и специалистов Российской Федерации в области экологической безопасности, охраны окружающей среды, рационального природопользования и смежных отраслей законодательства по предложениям научных учреждений, общественных и иных некоммерческих экологических организаций.

3.2. Общее собрание ВЭС рассматривает и утверждает вносимые Комитетом по экологии предложения по численному и персональному составу ВЭС, его структуре, составу Президиума ВЭС.

3.3. Высший экологический совет возглавляет Председатель Президиума ВЭС, утверждаемый решением Комитета по экологии Государственной Думы ФС РФ.

3.4. В составе ВЭС создаются Экспертные советы по направлениям деятельности в области экологической безопасности, охраны окружающей среды, рационального природопользования.

3.5. ВЭС совместно с Комитетом Государственной Думы по экологии формирует Президиум ВЭС, в состав которого входят Председатель Президиума, его заместитель, председатели экспертных советов, ученый секретарь и секретарь ВЭС.

3.6. Председатель и Президиум руководят деятельностью Совета, планируют работу и осуществляют общий контроль за реализацией решений, принимаемых Комитетом по экологии и относящихся к компетенции ВЭС.

3.7. Председатель Экспертного совета руководит деятельностью конкретного совета в соответствии с направлением его работы.

3.8. Ученый секретарь обеспечивает научную обоснованность деятельности ВЭС и руководит техническим обеспечением этой деятельности.

3.9. Секретарь ВЭС осуществляет техническое обеспечение деятельности ВЭС.

Секретари Экспертных советов ВЭ избираются из числа членов данного совета по предложению председателя совета.


3830999540298806.html
3831124562708962.html
3831360328526186.html
3831462479767874.html
3831704819831929.html